Воскресенье, 19 Нояб. 2017
Полезная информация PDF Печать E-mail

Что скрывается за аббревиатурой СУГ?

     Сжиженный углеводородный газ (СУГ) представляет собой легкие углеводороды, которые при сравнительно невысоком избыточном давлении (1-2 МПа) и нормальной температуре находится в жидком состоянии. СУГ получают при переработке нефти как побочный продукт. Основным компонентами СУГ являются пропан, бутан и пропилен. Пропан и пропилен обеспечивают оптимальное давление насыщенных паров в газовом баллоне либо в емкостях. Бутановая составляющая является наиболее калорийным и легкосжижаемым компонентом СУГ. Также в состав СУГ в незначительном количестве входят метан, этан, этилен, пентаны и некоторые другие газы. Суммарное их количество не должно превышать 6 %. Этан входит в состав СУГ также в незначительных количествах и обладает достаточно высоким давлением насыщенных паров. Присутствие этана способствует поддержанию достаточно высокого давления газа в емкостях при отрицательных температурах окружающего воздуха.


     Особенностью СУГ является то, что его хранят и транспортируют в жидком состоянии, а используют в газообразном. В жидком состоянии СУГ обладает большим коэффициентом объемного расширения. Из-за этого при заполнении баллона СУГ необходимо оставлять определенное свободное пространство. В случае полного заполнения баллона, т.е. при отсутствии паровой подушки, даже незначительное повышение температуры газа приводит к резкому увеличению давления в газовом баллоне. Увеличение давления в этом случае составляет 0,7 МПа на каждый градус повышения температуры СУГ.

Предусматривается выпуск СУГ двух составов:
  • Смесь пропана и бутана техническая зимняя (СПБТЗ), в состав которого входит не менее 75 % пропана, доля бутана не нормируется;
  • Смесь пропана и бутана техническая летняя (СПБТЛ), в состав входит не более 60 % бутана, доля пропана не нормируется.
     Популярность использования сжиженного газа растет, что объясняется в основном постоянным удорожанием энергоносителей и привлекательной ценой газа по сравнению с бензином. Однако, у сжиженного газа как автомобильного топлива есть и другие преимущества:
  1. Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).
  2. Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.
  3. Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы. Во-первых, при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во-вторых, газ сгорает медленнее и давление в цилиндрах нарастает не так быстро - в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.
  4. Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом (по сравнению с бензином) и тому, что газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру,  улучшается ХХ двигателя, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева как на бензине.
  5. Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
  6. Практически не образуется нагара.
  7. Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.

     По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания.
Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.


      Следует отметить и противоугонные возможности газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.

    Так же положительно оценят газо-топливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором.

    Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет.
Основные преимущества альтернативного газообразного топлива перед традиционным заключаются в следующем:

  • Экономия. Газовое топливо почти вдвое дешевле бензина. Несмотря на то, что расход газа несколько выше традиционного топлива: в городских условиях  - на 15%, на загородных дорогах  - на 10%. Экономия значительная. Особенно это ощутимо при больших пробегах автомобиля. Расходы на топливо в целом могут снижаться на 40-50%;
  • Антидетонационная стойкость. Октановое число сжиженных нефтяных углеводородных газов - 103-105, что практически исключает детонацию. Это свойство газа особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих дорогой, высокооктановый бензин;
  • Отсутствие катализаторов разрушения металлов. Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд;
  • Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной гомогенной смесью. Газовая смесь сгорает полностью, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания;
  • Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель авто в газообразной фазе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере;
  • Скорость горения смеси. Газ горит медленнее бензина, снижая нагрузки на цилиндропоршневую группу, двигатель работает "мягче" и тише;
  • Экология. Содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается в автомобилях с карбюраторным двигателем - на 69%, с дизельным двигателем - на 53%;
  • Безопасность. Штатная система питания подвергается минимальным переделкам, сохраняя 100%-ную мощность. Следует отметить, что утечка газа менее пожароопасна, чем утечка бензина. Жидкое топливо, испаряясь, в течение более продолжительного времени создает взрывоопасную смесь с воздухом. Воспламеняется смесь бензина с воздухом в более широких пределах (при более низких и более высоких концентрациях), чем смесь газовоздушная. Кроме того, современные газовые системы оснащены комплексной системой защиты - баллон имеет запас прочности 2,6. Подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода.

     В сумме эти факторы обеспечивают двойную (и более) экономию эксплуатационных затрат, продлевают срок службы двигателя на 30-40%, масла и свечей - в два раза, в последствии значительно снижают ремонтные затраты. К тому же газ, вопреки широко распространенному заблуждению, не опаснее бензина и абсолютно безвреден для окружающей среды. Более того, происходит оптимизация работы двигателя, работающего на газе - повышается степень сжатия двигателя до 10-11. Установка системы зажигания с измененными, оптимизированными под газовое топливо характеристиками, позволляет обеспечить на максимальных и переменных оборотах оптимальную мощность двигателя, при сохранении экономичности и экологических параметров на высоком уровне.

Целесообразность оборудования автомобиля газобаллонным оборудованием определяется:

  • Значительными пробегами (более 20 тыс.км в год);
  • Большим потреблением топлива (более 10-15 л/100 км);
  • Прогнозируемым в ближайшей перспективе дефицитом жидких моторных топлив.

 

 

ГАЗуууееем!!!