Что скрывается за аббревиатурой СУГ? Сжиженный углеводородный газ (СУГ) представляет собой легкие углеводороды, которые при сравнительно невысоком избыточном давлении (1-2 МПа) и нормальной температуре находится в жидком состоянии. СУГ получают при переработке нефти как побочный продукт. Основным компонентами СУГ являются пропан, бутан и пропилен. Пропан и пропилен обеспечивают оптимальное давление насыщенных паров в газовом баллоне либо в емкостях. Бутановая составляющая является наиболее калорийным и легкосжижаемым компонентом СУГ. Также в состав СУГ в незначительном количестве входят метан, этан, этилен, пентаны и некоторые другие газы. Суммарное их количество не должно превышать 6 %. Этан входит в состав СУГ также в незначительных количествах и обладает достаточно высоким давлением насыщенных паров. Присутствие этана способствует поддержанию достаточно высокого давления газа в емкостях при отрицательных температурах окружающего воздуха. Особенностью СУГ является то, что его хранят и транспортируют в жидком состоянии, а используют в газообразном. В жидком состоянии СУГ обладает большим коэффициентом объемного расширения. Из-за этого при заполнении баллона СУГ необходимо оставлять определенное свободное пространство. В случае полного заполнения баллона, т.е. при отсутствии паровой подушки, даже незначительное повышение температуры газа приводит к резкому увеличению давления в газовом баллоне. Увеличение давления в этом случае составляет 0,7 МПа на каждый градус повышения температуры СУГ.
Предусматривается выпуск СУГ двух составов:
- Смесь пропана и бутана техническая зимняя (СПБТЗ), в состав которого входит не менее 75 % пропана, доля бутана не нормируется;
- Смесь пропана и бутана техническая летняя (СПБТЛ), в состав входит не более 60 % бутана, доля пропана не нормируется.
Популярность использования сжиженного газа растет, что объясняется в основном постоянным удорожанием энергоносителей и привлекательной ценой газа по сравнению с бензином. Однако, у сжиженного газа как автомобильного топлива есть и другие преимущества: - Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).
- Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.
- Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы. Во-первых, при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во-вторых, газ сгорает медленнее и давление в цилиндрах нарастает не так быстро - в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.
- Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом (по сравнению с бензином) и тому, что газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру, улучшается ХХ двигателя, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева как на бензине.
- Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
- Практически не образуется нагара.
- Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.
По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания. Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.
Следует отметить и противоугонные возможности газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.
Так же положительно оценят газо-топливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором.
Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Основные преимущества альтернативного газообразного топлива перед традиционным заключаются в следующем: Экономия. Газовое топливо почти вдвое дешевле бензина. Несмотря на то, что расход газа несколько выше традиционного топлива: в городских условиях - на 15%, на загородных дорогах - на 10%. Экономия значительная. Особенно это ощутимо при больших пробегах автомобиля. Расходы на топливо в целом могут снижаться на 40-50%; Антидетонационная стойкость. Октановое число сжиженных нефтяных углеводородных газов - 103-105, что практически исключает детонацию. Это свойство газа особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих дорогой, высокооктановый бензин; Отсутствие катализаторов разрушения металлов. Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд; Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной гомогенной смесью. Газовая смесь сгорает полностью, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания; Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель авто в газообразной фазе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере; Скорость горения смеси. Газ горит медленнее бензина, снижая нагрузки на цилиндропоршневую группу, двигатель работает "мягче" и тише; Экология. Содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается в автомобилях с карбюраторным двигателем - на 69%, с дизельным двигателем - на 53%; Безопасность. Штатная система питания подвергается минимальным переделкам, сохраняя 100%-ную мощность. Следует отметить, что утечка газа менее пожароопасна, чем утечка бензина. Жидкое топливо, испаряясь, в течение более продолжительного времени создает взрывоопасную смесь с воздухом. Воспламеняется смесь бензина с воздухом в более широких пределах (при более низких и более высоких концентрациях), чем смесь газовоздушная. Кроме того, современные газовые системы оснащены комплексной системой защиты - баллон имеет запас прочности 2,6. Подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода.
В сумме эти факторы обеспечивают двойную (и более) экономию эксплуатационных затрат, продлевают срок службы двигателя на 30-40%, масла и свечей - в два раза, в последствии значительно снижают ремонтные затраты. К тому же газ, вопреки широко распространенному заблуждению, не опаснее бензина и абсолютно безвреден для окружающей среды. Более того, происходит оптимизация работы двигателя, работающего на газе - повышается степень сжатия двигателя до 10-11. Установка системы зажигания с измененными, оптимизированными под газовое топливо характеристиками, позволляет обеспечить на максимальных и переменных оборотах оптимальную мощность двигателя, при сохранении экономичности и экологических параметров на высоком уровне.
Целесообразность оборудования автомобиля газобаллонным оборудованием определяется: - Значительными пробегами (более 20 тыс.км в год);
- Большим потреблением топлива (более 10-15 л/100 км);
- Прогнозируемым в ближайшей перспективе дефицитом жидких моторных топлив.
ГАЗуууееем!!!
|